logo
Дружите с нами
в социальных сетях:
Закон РБ О мерах по предотвращению легализации доходов
Журнал 10.02.2015 414 0
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 июня 2014 г. № 165-З
О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
Принят Палатой представителей 5 июня 2014 года Одобрен Советом Республики 12 июня 2014 года
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения: бенефициарный владелец — физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 процентами акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия;
внутренний контроль — совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции;
выгодоприобретатель — организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, в интересах (в пользу) которых действует участник финансовой операции на основании договоров страхования, сострахования, доверительного управления денежными средствами или иным имуществом;
денежные инструменты — векселя, чеки (банковские чеки), иные ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, а также дорожные чеки;
доходы, полученные преступным путем, — средства, полученные в результате совершения преступления, а равно доход, полученный от использования указанных средств;
клиент — участник финансовой операции, обслуживаемый лицом, осуществляющим финансовые операции, в том числе на основании договора на осуществление финансовых операций в письменной форме;
легализация доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в том числе соотносимых с этими доходами прав;
наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
особый контроль — совокупность принимаемых органом финансового мониторинга мер по контролю за финансовыми операциями на основании информации, полученной от лиц, осуществляющих финансовые операции, в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
средства — денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
сумма финансовой операции — сумма денежных средств или денежного эквивалента неденежных средств финансовой операции, в том числе установленная по соглашению участников финансовой операции, предусматривающей передачу прав на средства;
участник финансовой операции — организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющие отношение к финансовой операции, а также их представители;
финансовая операция — сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.
Под лицами, осуществляющими финансовые операции, для целей настоящего Закона понимаются:
Национальный банк Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно- финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, — банки);
профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе фондовые биржи; товарные биржи;
лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
ломбарды, пункты скупки; страховые организации и страховые брокеры; организаторы лотерей и электронных интерактивных игр; нотариусы;
организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;
организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом; операторы почтовой связи; организаторы азартных игр;
организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; лизинговые организации;
иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке,
перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-правовые сделки.
Под нерезидентами для целей настоящего Закона понимаются:
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, а также получившие статус беженца или в отношении которых принято решение о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь;
организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, а также дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, международные организации и их филиалы и представительства.
Под резидентами для целей настоящего Закона понимаются:
граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;
организации, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.
Термин «финансирование террористической деятельности» используется в настоящем Законе в значении, определенном законодательством о борьбе с терроризмом.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения участников финансовой операции и лиц, осуществляющих финансовые операции на территории Республики Беларусь, деятельность органа финансового мониторинга и государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Статья 3. Правовая основа деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
Правовую основу деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
ГЛАВА 2
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ
МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Статья 4. Меры по предотвращению легализации доходов, полученных
преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
К мерам по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения относятся: внутренний контроль; особый контроль;
приостановление перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь с учетом требований, предусмотренных законодательством Таможенного союза;
запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, если иное не предусмотрено настоящим Законом; иные меры в соответствии с законодательными актами.
Статья 5. Внутренний контроль
Внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, предполагающего разработку и реализацию лицами, осуществляющими финансовые операции, процедур управления (выявления, оценки, мониторинга, контроля, ограничения (снижения)) рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Риск-ориентированный подход предполагает применение расширенных мер внутреннего контроля при наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и применение упрощенных мер внутреннего контроля при наличии низкой степени такого риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, а банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми организациями — также с учетом требований, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.
Правила внутреннего контроля должны включать:
процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом выявленных рисков;
порядок приостановления финансовой операции в случае, определенном абзацем одиннадцатым части первой статьи 6 настоящего Закона;
порядок осуществления мониторинга денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — рекомендации ФАТФ), не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Порядок определения перечня указанных государств (территорий) и его опубликования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
порядок идентификации участников финансовой операции и обновления (актуализации) сведений о них;
порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;
порядок осуществления мониторинга финансовых операций лиц и организаций, указанных в абзаце пятнадцатом части первой статьи 6 настоящего Закона; порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц; критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции.
Правила внутреннего контроля для банков дополнительно должны включать: критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), критерии отказа в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращения или приостановления оказания услуг посредством этой системы. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности банков;
порядок информирования клиента о приостановлении банками финансовой операции и об отказе в ее осуществлении, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.
Критерии и признаки, указанные в абзаце втором части четвертой настоящей статьи, определяются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» с учетом особенностей их деятельности из числа критериев и признаков, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь, а дополнительные критерии и признаки могут определяться ими с предварительным уведомлением Национального банка Республики Беларусь не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Национальный банк Республики Беларусь в течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку, небанковской кредитно-финансовой организации, открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся.
Статья 6. Обязанности и права лиц, осуществляющих финансовые операции
При осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны:
утвердить и выполнять правила внутреннего контроля;
разрабатывать процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
определить и оценить риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, при внедрении и использовании современных информационных технологий для проведения финансовых операций;
принимать меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в соответствии с выявленными рисками;
назначать из числа руководителей организации должностных лиц, ответственных за выполнение правил внутреннего контроля;
принимать необходимые организационные меры в целях осуществления эффективного внутреннего контроля;
проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточные для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента;
регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции; при неосуществлении финансовой операции — в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения); при отказе от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или отказе в заключении такого договора — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при поступлении средств по международным расчетам — не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений); при приостановлении финансовой операции — в день ее приостановления (если день приостановления приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления); при отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, при прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной;
приостанавливать финансовую операцию (за исключением поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь), если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц. Порядок определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, обжалования решения о включении лиц в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих лиц, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Лицо, осуществляющее финансовую операцию, обязано отказать в ее осуществлении, если в процессе обслуживания клиента невозможно приостановить финансовую операцию с участием лица, участвующего в террористической деятельности, финансирующего террористическую деятельность, распространяющего или финансирующего распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц. Операции по денежным (банковским, почтовым) переводам, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь, приостанавливаются лицами, осуществляющими финансовые операции, — отправителями денежных средств. Основанием для возобновления финансовой операции является соответствующее извещение органа финансового мониторинга в письменной форме либо в виде электронного документа;
представлять по запросу органа финансового мониторинга в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на него функций;
хранить сведения и документы (их копии), полученные в результате идентификации клиентов, их представителей, а также полученные и составленные при применении расширенных мер внутреннего контроля, не менее пяти лет после прекращения действия договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме, в случае отсутствия таких договоров — не менее пяти лет со дня осуществления финансовых операций, а сведения о финансовых операциях клиентов, документы, которые были основанием для осуществления финансовых операций, сведения об иных участниках финансовой операции, документы (их копии), полученные и составленные при проведении внутреннего контроля, электронные копии специальных формуляров — не менее пяти лет со дня осуществления финансовых операций. Указанные сведения и документы либо заменяющие их копии должны храниться на бумажном и (или) электронном носителях в формате, обеспечивающем их своевременное воспроизведение и представление уполномоченным государственным органам и органу финансового мониторинга;
принимать меры по предотвращению установления отношений с банками- нерезидентами, счета которых используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления и не являющимися членами банковской группы (банковского холдинга). При этом лицам, осуществляющим финансовые операции, запрещается устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления и не являющимися членами банковской группы (банковского холдинга);
выявлять из числа клиентов и их бенефициарных владельцев иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь (далее для целей настоящей статьи — перечень государственных должностей), членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организации, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица. Порядок формирования списка лиц, отнесенных к иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в перечень государственных должностей, и доведения информации об этих лицах до сведения органа финансового мониторинга и лиц, осуществляющих финансовые операции, а также порядок работы с указанной информацией устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
осуществлять мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
заключать с иностранными публичными должностными лицами, организациями, бенефициарными владельцами которых они являются, а в случаях, определенных правилами внутреннего контроля, с должностными лицами публичных международных организаций, лицами, занимающими должности, включенные в перечень государственных должностей, договоры на осуществление финансовых операций в письменной форме после получения письменного разрешения руководителя (уполномоченного им лица из
числа руководителей) лица, осуществляющего финансовые операции, а если клиент приобрел соответствующий статус и (или) стал бенефициарным владельцем организации после заключения договора — получить письменное разрешение соответствующего руководителя (уполномоченного им лица из числа руководителей) на продолжение действия (продление) этого договора;
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения средств клиента, в том числе иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц.
Лица, осуществляющие финансовые операции, отказывают клиенту в осуществлении финансовой операции в случае непредставления им сведений и документов, необходимых для проведения идентификации в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение отправителя (плательщика), или неполучении иным способом указанной в части четырнадцатой статьи 8 настоящего Закона информации лица, осуществляющие финансовые операции, вправе отказаться от выполнения поручения отправителя (плательщика).
Банки вправе:
отказать клиенту в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), если финансовая операция отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, которые могут являться согласно правилам внутреннего контроля банка основанием для отказа в ее осуществлении;
приостановить финансовую операцию (за исключением поступления денежных средств), но не более чем на два рабочих дня, включая день, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении в соответствии с абзацем вторым настоящей части;
отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение шести месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций клиента с обязательным письменным уведомлением его в порядке, установленном банковским законодательством;
отказать в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, в одностороннем порядке прекратить или приостановить оказание услуг посредством такой системы, если осуществляемые им финансовые операции отвечают критериям отказа в подключении (прекращения, приостановления), которые могут являться согласно правилам внутреннего контроля банка основанием для таких действий;
отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если имеется информация о причастности банка, в том числе банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций.
Банки обязаны проинформировать клиента, его представителя о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме с указанием мотивированных оснований в порядке, установленном правилами внутреннего контроля банков. Информирование участника финансовой операции в случае, предусмотренном абзацем четвертым части первой статьи 11 настоящего Закона, осуществляется банком после получения соответствующего письменного обращения этого участника.
Лица, осуществляющие финансовые операции, информируют клиента, его представителя об обязанности по представлению документов (сведений) для идентификации участников финансовой операции.
Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны отказать в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, если участник финансовой операции участвует в террористической деятельности, причастен к распространению оружия массового поражения либо если участник финансовой операции находится под контролем таких лиц.
Разглашение лицом, осуществляющим финансовые операции, и его работниками сведений о передаче информации в орган финансового мониторинга, если иное не установлено законодательными актами, запрещается.
Представление лицами, осуществляющими финансовые операции, в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, не является нарушением служебной, банковской или иной охраняемой законом тайны и не влечет за собой ответственности за убытки и моральный вред, причиненные в результате такого действия.
Приостановление или отказ в осуществлении финансовой операции, отказ в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращение или приостановление оказания услуг посредством такой системы, отказ в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в соответствии с настоящим Законом не являются основаниями для возникновения ответственности лица, осуществляющего финансовые операции, за убытки и моральный вред, причиненные в результате таких действий.
Банки информируют орган финансового мониторинга о приостановлении финансовой операции в соответствии с абзацем одиннадцатым части первой настоящей статьи, об отказе в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или в заключении такого договора путем представления специального формуляра.
Банки не вправе:
открывать и вести банковские счета на анонимных владельцев (без представления открывающим счет лицом документов, необходимых для идентификации), а также открывать и вести такие счета на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);
открывать банковские счета физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя, за исключением случая, определенного частью семнадцатой статьи 8 настоящего Закона, и иных случаев, установленных банковским законодательством.
Осуществление мер, установленных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, обеспечивается непосредственно лицом, осуществляющим финансовые операции, его филиалами, обособленными подразделениями, дочерними (зависимыми) организациями в пределах, определенных законодательством государства их нахождения. Если законодательство такого государства не позволяет применять меры, установленные законодательством Республики Беларусь, лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны сообщить органу финансового мониторинга и соответствующему государственному органу, осуществляющему контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, о невозможности применения таких мер.
О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
Принят Палатой представителей 5 июня 2014 года Одобрен Советом Республики 12 июня 2014 года
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения: бенефициарный владелец — физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 процентами акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия;
внутренний контроль — совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции;
выгодоприобретатель — организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, в интересах (в пользу) которых действует участник финансовой операции на основании договоров страхования, сострахования, доверительного управления денежными средствами или иным имуществом;
денежные инструменты — векселя, чеки (банковские чеки), иные ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, а также дорожные чеки;
доходы, полученные преступным путем, — средства, полученные в результате совершения преступления, а равно доход, полученный от использования указанных средств;
клиент — участник финансовой операции, обслуживаемый лицом, осуществляющим финансовые операции, в том числе на основании договора на осуществление финансовых операций в письменной форме;
легализация доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в том числе соотносимых с этими доходами прав;
наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
особый контроль — совокупность принимаемых органом финансового мониторинга мер по контролю за финансовыми операциями на основании информации, полученной от лиц, осуществляющих финансовые операции, в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
средства — денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
сумма финансовой операции — сумма денежных средств или денежного эквивалента неденежных средств финансовой операции, в том числе установленная по соглашению участников финансовой операции, предусматривающей передачу прав на средства;
участник финансовой операции — организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющие отношение к финансовой операции, а также их представители;
финансовая операция — сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.
Под лицами, осуществляющими финансовые операции, для целей настоящего Закона понимаются:
Национальный банк Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно- финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, — банки);
профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе фондовые биржи; товарные биржи;
лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
ломбарды, пункты скупки; страховые организации и страховые брокеры; организаторы лотерей и электронных интерактивных игр; нотариусы;
организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;
организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом; операторы почтовой связи; организаторы азартных игр;
организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; лизинговые организации;
иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке,
перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-правовые сделки.
Под нерезидентами для целей настоящего Закона понимаются:
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, а также получившие статус беженца или в отношении которых принято решение о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь;
организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, а также дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, международные организации и их филиалы и представительства.
Под резидентами для целей настоящего Закона понимаются:
граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;
организации, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.
Термин «финансирование террористической деятельности» используется в настоящем Законе в значении, определенном законодательством о борьбе с терроризмом.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения участников финансовой операции и лиц, осуществляющих финансовые операции на территории Республики Беларусь, деятельность органа финансового мониторинга и государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Статья 3. Правовая основа деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
Правовую основу деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
ГЛАВА 2
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ
МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Статья 4. Меры по предотвращению легализации доходов, полученных
преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
К мерам по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения относятся: внутренний контроль; особый контроль;
приостановление перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь с учетом требований, предусмотренных законодательством Таможенного союза;
запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, если иное не предусмотрено настоящим Законом; иные меры в соответствии с законодательными актами.
Статья 5. Внутренний контроль
Внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, предполагающего разработку и реализацию лицами, осуществляющими финансовые операции, процедур управления (выявления, оценки, мониторинга, контроля, ограничения (снижения)) рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Риск-ориентированный подход предполагает применение расширенных мер внутреннего контроля при наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и применение упрощенных мер внутреннего контроля при наличии низкой степени такого риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, а банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми организациями — также с учетом требований, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.
Правила внутреннего контроля должны включать:
процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом выявленных рисков;
порядок приостановления финансовой операции в случае, определенном абзацем одиннадцатым части первой статьи 6 настоящего Закона;
порядок осуществления мониторинга денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — рекомендации ФАТФ), не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Порядок определения перечня указанных государств (территорий) и его опубликования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
порядок идентификации участников финансовой операции и обновления (актуализации) сведений о них;
порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;
порядок осуществления мониторинга финансовых операций лиц и организаций, указанных в абзаце пятнадцатом части первой статьи 6 настоящего Закона; порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц; критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции.
Правила внутреннего контроля для банков дополнительно должны включать: критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), критерии отказа в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращения или приостановления оказания услуг посредством этой системы. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности банков;
порядок информирования клиента о приостановлении банками финансовой операции и об отказе в ее осуществлении, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.
Критерии и признаки, указанные в абзаце втором части четвертой настоящей статьи, определяются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» с учетом особенностей их деятельности из числа критериев и признаков, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь, а дополнительные критерии и признаки могут определяться ими с предварительным уведомлением Национального банка Республики Беларусь не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Национальный банк Республики Беларусь в течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку, небанковской кредитно-финансовой организации, открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся.
Статья 6. Обязанности и права лиц, осуществляющих финансовые операции
При осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны:
утвердить и выполнять правила внутреннего контроля;
разрабатывать процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
определить и оценить риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, при внедрении и использовании современных информационных технологий для проведения финансовых операций;
принимать меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в соответствии с выявленными рисками;
назначать из числа руководителей организации должностных лиц, ответственных за выполнение правил внутреннего контроля;
принимать необходимые организационные меры в целях осуществления эффективного внутреннего контроля;
проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточные для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента;
регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции; при неосуществлении финансовой операции — в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения); при отказе от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или отказе в заключении такого договора — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при поступлении средств по международным расчетам — не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений); при приостановлении финансовой операции — в день ее приостановления (если день приостановления приходится на нерабочий день — не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления); при отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, при прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений; при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной;
приостанавливать финансовую операцию (за исключением поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь), если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц. Порядок определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, обжалования решения о включении лиц в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих лиц, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Лицо, осуществляющее финансовую операцию, обязано отказать в ее осуществлении, если в процессе обслуживания клиента невозможно приостановить финансовую операцию с участием лица, участвующего в террористической деятельности, финансирующего террористическую деятельность, распространяющего или финансирующего распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц. Операции по денежным (банковским, почтовым) переводам, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь, приостанавливаются лицами, осуществляющими финансовые операции, — отправителями денежных средств. Основанием для возобновления финансовой операции является соответствующее извещение органа финансового мониторинга в письменной форме либо в виде электронного документа;
представлять по запросу органа финансового мониторинга в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на него функций;
хранить сведения и документы (их копии), полученные в результате идентификации клиентов, их представителей, а также полученные и составленные при применении расширенных мер внутреннего контроля, не менее пяти лет после прекращения действия договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме, в случае отсутствия таких договоров — не менее пяти лет со дня осуществления финансовых операций, а сведения о финансовых операциях клиентов, документы, которые были основанием для осуществления финансовых операций, сведения об иных участниках финансовой операции, документы (их копии), полученные и составленные при проведении внутреннего контроля, электронные копии специальных формуляров — не менее пяти лет со дня осуществления финансовых операций. Указанные сведения и документы либо заменяющие их копии должны храниться на бумажном и (или) электронном носителях в формате, обеспечивающем их своевременное воспроизведение и представление уполномоченным государственным органам и органу финансового мониторинга;
принимать меры по предотвращению установления отношений с банками- нерезидентами, счета которых используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления и не являющимися членами банковской группы (банковского холдинга). При этом лицам, осуществляющим финансовые операции, запрещается устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления и не являющимися членами банковской группы (банковского холдинга);
выявлять из числа клиентов и их бенефициарных владельцев иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь (далее для целей настоящей статьи — перечень государственных должностей), членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организации, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица. Порядок формирования списка лиц, отнесенных к иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в перечень государственных должностей, и доведения информации об этих лицах до сведения органа финансового мониторинга и лиц, осуществляющих финансовые операции, а также порядок работы с указанной информацией устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
осуществлять мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
заключать с иностранными публичными должностными лицами, организациями, бенефициарными владельцами которых они являются, а в случаях, определенных правилами внутреннего контроля, с должностными лицами публичных международных организаций, лицами, занимающими должности, включенные в перечень государственных должностей, договоры на осуществление финансовых операций в письменной форме после получения письменного разрешения руководителя (уполномоченного им лица из
числа руководителей) лица, осуществляющего финансовые операции, а если клиент приобрел соответствующий статус и (или) стал бенефициарным владельцем организации после заключения договора — получить письменное разрешение соответствующего руководителя (уполномоченного им лица из числа руководителей) на продолжение действия (продление) этого договора;
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения средств клиента, в том числе иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц.
Лица, осуществляющие финансовые операции, отказывают клиенту в осуществлении финансовой операции в случае непредставления им сведений и документов, необходимых для проведения идентификации в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение отправителя (плательщика), или неполучении иным способом указанной в части четырнадцатой статьи 8 настоящего Закона информации лица, осуществляющие финансовые операции, вправе отказаться от выполнения поручения отправителя (плательщика).
Банки вправе:
отказать клиенту в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), если финансовая операция отвечает критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, которые могут являться согласно правилам внутреннего контроля банка основанием для отказа в ее осуществлении;
приостановить финансовую операцию (за исключением поступления денежных средств), но не более чем на два рабочих дня, включая день, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо отказе в ее осуществлении в соответствии с абзацем вторым настоящей части;
отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме при наличии в течение шести месяцев двух и более решений об отказе в осуществлении финансовых операций клиента с обязательным письменным уведомлением его в порядке, установленном банковским законодательством;
отказать в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, в одностороннем порядке прекратить или приостановить оказание услуг посредством такой системы, если осуществляемые им финансовые операции отвечают критериям отказа в подключении (прекращения, приостановления), которые могут являться согласно правилам внутреннего контроля банка основанием для таких действий;
отказать клиенту в осуществлении финансовой операции, если имеется информация о причастности банка, в том числе банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций.
Банки обязаны проинформировать клиента, его представителя о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме с указанием мотивированных оснований в порядке, установленном правилами внутреннего контроля банков. Информирование участника финансовой операции в случае, предусмотренном абзацем четвертым части первой статьи 11 настоящего Закона, осуществляется банком после получения соответствующего письменного обращения этого участника.
Лица, осуществляющие финансовые операции, информируют клиента, его представителя об обязанности по представлению документов (сведений) для идентификации участников финансовой операции.
Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны отказать в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, если участник финансовой операции участвует в террористической деятельности, причастен к распространению оружия массового поражения либо если участник финансовой операции находится под контролем таких лиц.
Разглашение лицом, осуществляющим финансовые операции, и его работниками сведений о передаче информации в орган финансового мониторинга, если иное не установлено законодательными актами, запрещается.
Представление лицами, осуществляющими финансовые операции, в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, не является нарушением служебной, банковской или иной охраняемой законом тайны и не влечет за собой ответственности за убытки и моральный вред, причиненные в результате такого действия.
Приостановление или отказ в осуществлении финансовой операции, отказ в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращение или приостановление оказания услуг посредством такой системы, отказ в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в соответствии с настоящим Законом не являются основаниями для возникновения ответственности лица, осуществляющего финансовые операции, за убытки и моральный вред, причиненные в результате таких действий.
Банки информируют орган финансового мониторинга о приостановлении финансовой операции в соответствии с абзацем одиннадцатым части первой настоящей статьи, об отказе в осуществлении финансовой операции, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или в заключении такого договора путем представления специального формуляра.
Банки не вправе:
открывать и вести банковские счета на анонимных владельцев (без представления открывающим счет лицом документов, необходимых для идентификации), а также открывать и вести такие счета на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы);
открывать банковские счета физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя, за исключением случая, определенного частью семнадцатой статьи 8 настоящего Закона, и иных случаев, установленных банковским законодательством.
Осуществление мер, установленных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, обеспечивается непосредственно лицом, осуществляющим финансовые операции, его филиалами, обособленными подразделениями, дочерними (зависимыми) организациями в пределах, определенных законодательством государства их нахождения. Если законодательство такого государства не позволяет применять меры, установленные законодательством Республики Беларусь, лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны сообщить органу финансового мониторинга и соответствующему государственному органу, осуществляющему контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, о невозможности применения таких мер.
Поделиться
Теги
КОММЕНТАРИИ
Отправить