logo
Дружите с нами
в социальных сетях:
Журнал 10.02.2015 0 308
Ликвидация компании как бизнес-инструмент
Для чего в предпринимательской деятельности используется процедура ликвидации? Один из ответов очевиден: для прекращения деятельности юридического лица. Стоит отметить, что прекращения деятельности юридического лица также может происходить с разными целями. В отечественной действительности ликвидацию используют не только при намерении прекратить бизнес, но и как способ уменьшить риски привлечения к ответственности, забыть многие старые проблемы, которые могут возникнуть по тем или иным причинам. Таких проблем у юридического лица, проработавшего несколько лет, может возникнуть множество. Отечественное законодательство довольно сложное, очень динамично меняющееся, в то же время содержит множество жестких составов административных правонарушений в области таможенного права, валютного регулирования, регулирования труда работников, ценообразования. Именно ликвидация без последующего правопреемства позволяет, пройдя лишь налоговую проверку, оставить все возможные претензии контролирующих органов в прошлом. Второй целью использования процедуры ликвидации является предоставляемые законодательством возможности работы с кредиторами. К сожалению, нормы о ликвидации имеют некоторый уклон в сторону защиты прав должника, что позволяет недобросовестным участникам гражданского оборота это использовать. В частности, в процедуре ликвидации предусмотрены следующие особенности, имеющие значение для взаимоотношений ликвидируемого юридического лица и его кредиторов: 1. Установление досудебного порядка урегулирования споров по искам к ликвидируемому юридическому лицу (п. 4 ст. 60 ГК); 2. Наличие иной особой очередности удовлетворения требований кредиторов. Принципиальным является также тот факт, что в процедуре ликвидации соблюдение данной очередности банк не контролирует. Кроме того, нет четких сроков удовлетворения требований кредиторов; 3. Отсутствие возможности принудительного исполнения судебного решения (ст.ст. 366, 367 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). Данные правила легко проиллюстрировать с помощью примера. Кредитор предъявляет требование ликвидационной комиссии. Последняя их признает и включает в реестр. Удовлетворения же можно ждать сколь угодно долго. Аналогичная по сути ситуация возникает и с уже существующими исполнительными документами, по которым прекращается исполнительное производство или которые банк изымает из картотеки. Общие положения В связи с вступлением с 1 февраля 2009 г. в силу Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о ликвидации), утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 уходят времена, когда процедура ликвидации юридических лиц была довольно длительной (на практике могла достигать нескольких лет) и сложной. Именно длительность процедуры и необходимость в течение всего длительного срока ликвидации в установленном порядке подавать налоговую и иную отчетность в соответствующие государственные органы предопределяло тот факт, что ликвидацию рассматривали как бремя, ложащееся на учредителей (участников). Ведь за подачу отчетности и выполнение функций ликвидатора, как и за любой труд, необходимо выплачивать вознаграждение. В таких условиях, многие участники даже и не пытались довести процесс ликвидации до своего логического завершения. В результате, появлялись так называемые «брошенные юридические лица», в которых уволены все работники, включая руководителя, деятельность которых не ведется, налоги не платятся, необходимая отчетность не подается, документы во многих случаях утеряны. Однако, такое бездействие, с учетом существующей на сегодняшний день судебной практики привлечения участников юридических лиц к субсидиарной ответственности, является принципиально неверным. Поэтому процедуры ликвидации желательно доводить до ее логического завершения: получения выписки об исключении юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР). В п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» установлено, что ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до вступления в силу данного Декрета, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Декрета № 1. Стоит отметить, что если ликвидация начата по решению учредителей, то с учетом принципа диспозитивности (ст. 8 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)), такие учредители могут принять решение об отмене ликвидации и возобновлении деятельности ликвидируемого юридического лица. Такая процедура позволит при принятии еще одного повторного решения о ликвидации воспользоваться преимуществами новой процедуры, предусмотренной Положением о ликвидации. Процедура ликвидации может проводиться как в обычном порядке, так и путем подачи заявления о банкротстве. Причем, выбор зависит не от субъекта, а от фактических обстоятельств. Так, если присутствуют основания для обязательной подачи заявления о банкротстве, то у соответствующего юридического лица нет возможности осуществить обычную процедуру ликвидации в силу прямого указания закона. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о банкротстве, должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — юридического лица; органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; в ходе ликвидации выявлено что стоимость имущества должника — юридического лица, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Правовые последствия невыполнения такого требования довольно жестки. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о банкротстве, неподача должником заявления должника в случаях, когда такая подача обязательна, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении указанного месячного срока. В настоящей статье будет исследована обычная процедура ликвидации, осуществляема по решения учредителей (участников) без анализа норм об экономической несостоятельности. Условно сама процедура будет разбита на шаги. Сразу же стоит обратить внимание на то, что очередность шагов может в некоторых случаях и не соблюдаться. Так, многие процедуры могут совершаться практически одновременно или в несколько иной последовательности. Процедура ликвидации Шаг 1. Принятие решения о ликвидации В соответствии с п. 3 Положения о ликвидации, такое решение может быть принято: А) собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной; Б) хозяйственным судом в случае: непринятия решения о ликвидации соответствующим органом юридического лица в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано; осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя; экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица; уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. В) регистрирующим органом в случае: неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием. Таким образом, собственником имущества унитарного предприятия, участниками хозяйственного общества (далее – участники) принимается решение о ликвидации организации, которое оформляется либо протоколом (например, для хозяйственных обществ), либо решением учредителя (например, для унитарных предприятий). В указанном документе разрешаются следующие вопросы (ч. 2 ст. 58 ГК, п. 6 Положения о ликвидации): - констатируется факт принятия решения о ликвидации; - назначения ликвидационной комиссии либо ликвидатора. Количественный и персональный состав ликвидационной комиссии, лицо, которое может быть назначено председателем комиссии (ликвидатором), создаваемой по решению участников, определяется самими участниками без каких-либо ограничений; - устанавливается порядок и сроки ликвидации. Как правило, дополнительно определяется срок предъявления требований кредиторов, который в соответствии ч. 1 ст. 59 ГК не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации. Регистрирующие органы исходят из того, что моментом создания ликвидационной комиссии или назначения ликвидатора считается подписание указанного решения о ликвидации. В соответствии с абз. 2 п. 6 Положения о ликвидации со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Передача полномочий влечет за собой полное «замещение» руководителя во всех взаимоотношениях, как гражданско-правовых, трудовых, так и административных. Это означает также, что вся полнота ответственности в случае нарушения юридическим лицом законодательства ложится на соответствующее должностное лицо, проводящее ликвидацию. Оформленное в установленном порядке решение о ликвидации, в котором содержатся сведения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидаторе), является единственным документом, предусмотренным законодательством, который подтверждает полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора). Представляется, что в качестве ликвидатора (члена ликвидационной комиссии) желательно назначать физическое лицо, которое знакомо с деятельностью юридического лица, имеет информацию о структуре его баланса, знает основных его контрагентов и т.п. Возникает вопрос о возможности назначения юридического лица в качестве ликвидатора. С учетом того, что в законодательстве нет специальных требований к ликвидатору и нет запрета на осуществление функций ликвидатора юридическим лицом, такая возможность допустима. Более того, в практике уже имелись случаи назначения юридического лица в качестве ликвидатора. Шаг 2. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении Ликвидационная комиссия (ликвидатор) подает следующие документы и сведения в регистрирующий орган, который осуществил государственную регистрацию юридического лица (п. 7 Положения о ликвидации): 1) заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора; 2) решение о ликвидации; 3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями. Вывод о том, что обращаются в соответствующий орган именно ликвидационная комиссия (ликвидатор) вытекает при анализе обязательных реквизитов, включенных в форму заявления о ликвидации юридического лица, утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 27.01.2009 N 8. Такое заявление о ликвидации подписывается именно председателем ликвидационной комиссии и ее членами или ликвидатором. В то же время ч. 1 ст. 58 ГК обязывает не ликвидационную комиссию, но участников незамедлительно письменно уведомить регистрирующий орган о том, что ими было принято решение о ликвидации. На практике результатом рассмотрения регистрирующим органом заявления с приложенным решением о ликвидации является выдача своеобразного информационного письма-справки о внесении сведений в ЕГР о том, что организация находится в процессе ликвидации. Шаг 3. Публикация в СМИ сообщения о ликвидации В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В остальном, текст сообщения о ликвидации законодательством не формализован. Сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикуются в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» (ч.1 п.12 Положения о ликвидации). Сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) также размещаются Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции. Поэтому, можно сделать вывод о том, что именно газета «Юстиция Беларуси» в настоящее время является тем органом печати, в котором публикуются данные о регистрации юридических лиц. Кроме того, желательно сразу же приобрести в дела юридического лица соответствующий номер газеты с такой публикацией данного сообщения. Шаг 4. Переоформление счетов юридического лица Для осуществления расчетов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна переоформить все открытые счета организации в различных банках на имя ликвидационной комиссии (ликвидатора) (п. 10 Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов»). Для этого в каждый из банков, в которых открыты счета юридического лица, как правило, предоставляются следующие документы: 1) заявление на переоформление счета; 2) решение о ликвидации; 3) документ, содержащий сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о внесении в названный регистр сведений о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (деятельность индивидуального предпринимателя прекращается). Как правило, в банк представляется копия информационного письма-справки о внесении в ЕГР сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (см. шаг 2); 4) банковская карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная в установленном порядке. Конкретный перечень документов, необходимых для переоформления счетов устанавливается в локальном нормативном правовом акте каждого соответствующего банка. Шаг 5. Увольнение работников 5.1. В соответствии со ст. 43 ТК ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны: 1) не менее чем за два месяца письменно предупредить работника об увольнении в связи с ликвидацией организации; 2) предоставить каждому работнику в период срока данного предупреждения один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности – с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей; 3) не менее чем за два месяца уведомить государственную службу занятости о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Нарушение этой обязанности влечет наложение штрафа на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) от 20 до 50 базовых величин, на саму организацию – до 100 базовых величин (ст. 9.15 КоАП). При этом по усмотрению органа, который ведет административный процесс по данной категории административных правонарушений, наложение указанных штрафов возможно как на одного из указанных субъектов, так и на каждого из них; 4) при увольнении работников в связи с ликвидацией организации выплатить каждому выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка (ч. 4 ст. 48 ТК). Наниматель в лице ликвидационной комиссии (ликвидатора) вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. 5.2. По истечению срока предупреждения председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) издает приказ об увольнении работников. Альтернативой увольнению работников по п. 1 ст. 42 ТК и выплате предусмотренной компенсации может быть увольнение работников по собственному желанию или по соглашению сторон. Но это, безусловно, невыгодно работнику, и может быть реализовано только при согласии работника. Шаг 6. Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности 6.1. Для того, чтобы получить полные и достоверные сведения о том, каким имуществом, денежными средствами, обязательствами и иными правами реально владеет организация на момент ликвидации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна провести инвентаризацию всего имущества, прав и обязательств организации. Такая обязанность возлагается на соответствующих должностных лиц в абз. 3 ч. 3 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с последующими изменения и дополнениями). Порядок инвентаризации регулируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180. 6.2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна письменно уведомить кредиторов организации о ликвидации организации (ч. 2 п. 1 ст. 58 ГК), в котором указать срок предъявления ими требований по неисполненным обязательствам организации. 6.3. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все меры для получения дебиторской задолженности (ч. 2 п. 1 ст. 58 ГК). Шаг 7. Составление промежуточного ликвидационного баланса После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подписывает промежуточный ликвидационный баланс (ч. 2 ст. 59 ГК), который содержит следующие сведения: - состав имущества организации; - перечень предъявленных кредиторами требований; - результаты рассмотрения требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Шаг 8. Удовлетворение требований кредиторов 8.1. Требования кредиторов организации удовлетворяются в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам; в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды; в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя); в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей (п. 2 ст. 60 ГК). 8.2. Если денежные средства организации недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (ст.ст. 381-388 ХПК). Шаг 9. Составление ликвидационного баланса После завершения расчета с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и подписывает ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества организации, оставшегося после удовлетворения требований. Ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 59 ГК). Шаг 10. Распределение имущества общества между его участниками В соответствии с п. 7 ст. 59 ГК оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица. Передача имущества участникам хозяйственных обществ также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 90 Закона о хозяйственных обществах, имущество ликвидируемого акционерного общества, оставшееся после завершения в соответствии с законодательными актами расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) между акционерами в следующей очередности: в первую очередь осуществляются выплаты по подлежащим выкупу акционерным обществом акциям по цене, утвержденной общим собранием акционеров; во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по соответствующим типам привилегированных акций;

Поделиться
Теги
КОММЕНТАРИИ
Отправить